ПОЛОЖЕНИЕ о дополнительных образовательных программах,
порядке их рассмотрения и утверждения в ГАУ СО "Центр адаптации и реабилитации инвалидов"
1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании», Типовом положении о реализации дополнительного образования людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста, разработано в соответствии с уставом ГАУ СО "ЦАРИ" и регламентирует порядок разработки и реализации образовательных программ педагогов дополнительного образования.
2. Программа дополнительного образования людей с ограниченными возможностями – это нормативный документ, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности, определяются цели, ценности дополнительного образования, учебно-тематический план, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, а также критерии оценки его результатов в конкретных условиях развития того или иного направления и уровня совместной деятельности людей с ограниченными возможностями и педагогов.
3. Программы дополнительного образования людей с ограниченными возможностями разрабатываются и принимаются к реализации учреждением с учетом следующих характеристик.
1) предоставление человеку с ограниченными возможностями трудоспособного возраста рекомендаций по выбору образовательной программы для полноценной реализации реабилитационного процесса.
2) направленность содержания программ на развитие у людей с ограниченными возможностями мотивации к познанию и творчеству, восстановление утраченных двигательных возможностей, восстановление социального статуса и бытовой реабилитации.
3) деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на организацию социального опыта человека с ограниченными возможностями, формирование социальной мобильности, адаптивности.
4) оценка образовательных результатов на основе личностно-значимых ценностей;
5) сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с клиентами.
4. Программы дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями реализуются на базе реабилитационных учреждений социального направления:
5.Программы дополнительного образования должны соответствовать Федеральному Закону РФ «Об образовании», Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251-03,
6. В ГАОУ СО ЦОРИ могут реализовываться следующие типы программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья:
1) примерная (типовая) программа – утвержденная Министерством образования РФ и РТ и рекомендованная государственным органом управления образованием в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;
2) модифицированная (адаптированная) программа – измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания;
3) экспериментальная программа – ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий; в случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской;
4) авторская программа – обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной; программа преподавания нового учебного курса (предмета) или новая образовательная концепция изучаемых ранее предметов.
7. Функции программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья.
1) нормативную – является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
2) целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения которых она разработана;
3) определения содержания образования – фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности;
4) процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
5) оценочную – выявляет уровни усвоения элементов содержания, степень реабилитации и личностного развития клиентов реабилитационного центра..
8. Цели и задачи программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями.Целями и задачами программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями является обеспечение обучения, воспитания, развития.
1) Обучающие задачи: развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.
2) Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
3) Развивающие задачи: развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
9. Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями
Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями должно соответствовать:
• достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям ;
• современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности клиентов); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями должно быть направлено на создание условий для полноценного реабилитационного процесса, развития личности; развитие мотивации инвалидов к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия;укрепление психического и физического здоровья.
10. Структура программ дополнительного образования
Программа дополнительного образования включает следующие структурные элементы:
1) Титульный лист ;
2) Цели и задачи;
3) Планируемые результаты обучения;
4) Учебный план;
5) Календарный учебный график;
6) Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин( модулей);
7) Организационно-педагогические условия;
8) Формы аттестации;
9) Оценочные материалы;
10) Иные компоненты..
11. Права разработчика программы дополнительного образования детей
Разработчик программы дополнительного образования самостоятельно определяет:
1) цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной образовательной программы; актуальность и отличительные признаки дополнительной образовательной программы от других программ дополнительного образования;
2) образовательную область и содержание дополнительной образовательной программы, наполнение отдельных разделов (тем); последовательность их изучения и количество часов на освоение, с разбивкой на теоретические и практические занятия; продолжительность и частоту занятий в неделю;
3) состав обучающихся по программе (по возрасту, по уровню развития и др.);
4) приемы, методы и формы организации образовательного процесса по программе, требования к помещению, оборудованию и материалам; возможности использования информационно-коммуникационных технологий;
5) ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы выявления.
12. Программа дополнительного образования должна быть рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений..
13. Утверждение программы дополнительного образования людей с ограниченными возможностями осуществляется руководителем учреждения.
ПОЛОЖЕНИЕ о дополнительных образовательных программах, порядке их рассмотрения и утверждения в ГАОУ СО "Центр по обучению и реабилитации инвалидов"
1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании», Типовом положении о реализации дополнительного образования людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста, разработано в соответствии с уставом ГАОУ СО "ЦОРИ" и регламентирует порядок разработки и реализации образовательных программ педагогов дополнительного образования.
2. Программа дополнительного образования людей с ограниченными возможностями – это нормативный документ, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности, определяются цели, ценности дополнительного образования, учебно-тематический план, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, а также критерии оценки его результатов в конкретных условиях развития того или иного направления и уровня совместной деятельности людей с ограниченными возможностями и педагогов.
3. Программы дополнительного образования людей с ограниченными возможностями разрабатываются и принимаются к реализации учреждением с учетом следующих характеристик.
1) предоставление человеку с ограниченными возможностями трудоспособного возраста рекомендаций по выбору образовательной программы для полноценной реализации реабилитационного процесса.
2) направленность содержания программ на развитие у людей с ограниченными возможностями мотивации к познанию и творчеству, восстановление утраченных двигательных возможностей, восстановление социального статуса и бытовой реабилитации.
3) деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на организацию социального опыта человека с ограниченными возможностями, формирование социальной мобильности, адаптивности.
4) оценка образовательных результатов на основе личностно-значимых ценностей;
5) сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с клиентами.
4. Программы дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями реализуются на базе реабилитационных учреждений социального направления:
5.Программы дополнительного образования должны соответствовать Федеральному Закону РФ «Об образовании», Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251-03,
6. В ГАОУ СО "ЦОРИ" могут реализовываться следующие типы программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья:
1) примерная (типовая) программа – утвержденная Министерством образования РФ и РТ и рекомендованная государственным органом управления образованием в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;
2) модифицированная (адаптированная) программа – измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания;
3) экспериментальная программа – ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий; в случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской;
4) авторская программа – обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной; программа преподавания нового учебного курса (предмета) или новая образовательная концепция изучаемых ранее предметов.
7. Функции программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья.
1) нормативную – является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
2) целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения которых она разработана;
3) определения содержания образования – фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности;
4) процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
5) оценочную – выявляет уровни усвоения элементов содержания, степень реабилитации и личностного развития клиентов реабилитационного центра..
8. Цели и задачи программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями.Целями и задачами программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями является обеспечение обучения, воспитания, развития.
1) Обучающие задачи: развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.
2) Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
3) Развивающие задачи: развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
9. Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями
Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями должно соответствовать:
• достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям ;
• современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности клиентов); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями должно быть направлено на создание условий для полноценного реабилитационного процесса, развития личности; развитие мотивации инвалидов к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия;укрепление психического и физического здоровья.
10. Структура программ дополнительного образования
Программа дополнительного образования включает следующие структурные элементы:
1) Титульный лист ;
2) Цели и задачи;
3) Планируемые результаты обучения;
4) Учебный план;
5) Календарный учебный график;
6) Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин( модулей);
7) Организационно-педагогические условия;
8) Формы аттестации;
9) Оценочные материалы;
10) Иные компоненты..
11. Права разработчика программы дополнительного образования детей
Разработчик программы дополнительного образования самостоятельно определяет:
1) цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной образовательной программы; актуальность и отличительные признаки дополнительной образовательной программы от других программ дополнительного образования;
2) образовательную область и содержание дополнительной образовательной программы, наполнение отдельных разделов (тем); последовательность их изучения и количество часов на освоение, с разбивкой на теоретические и практические занятия; продолжительность и частоту занятий в неделю;
3) состав обучающихся по программе (по возрасту, по уровню развития и др.);
4) приемы, методы и формы организации образовательного процесса по программе, требования к помещению, оборудованию и материалам; возможности использования информационно-коммуникационных технологий;
5) ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы выявления.
12.Программа дополнительного образования должна быть рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений..
13.Утверждение программы дополнительного образования людей с ограниченными возможностями осуществляется руководителем учреждения.
ПОЛОЖЕНИЕ о дополнительных образовательных программах, порядке их рассмотрения и утверждения в ГАОУ СО "Центр по обучению и реабилитации инвалидов"
1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании», Типовом положении о реализации дополнительного образования людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста, разработано в соответствии с уставом ГАОУ СО "ЦОРИ" и регламентирует порядок разработки и реализации образовательных программ педагогов дополнительного образования.
2. Программа дополнительного образования людей с ограниченными возможностями – это нормативный документ, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности, определяются цели, ценности дополнительного образования, учебно-тематический план, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, а также критерии оценки его результатов в конкретных условиях развития того или иного направления и уровня совместной деятельности людей с ограниченными возможностями и педагогов.
3. Программы дополнительного образования людей с ограниченными возможностями разрабатываются и принимаются к реализации учреждением с учетом следующих характеристик.
1) предоставление человеку с ограниченными возможностями трудоспособного возраста рекомендаций по выбору образовательной программы для полноценной реализации реабилитационного процесса.
2) направленность содержания программ на развитие у людей с ограниченными возможностями мотивации к познанию и творчеству, восстановление утраченных двигательных возможностей, восстановление социального статуса и бытовой реабилитации.
3) деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на организацию социального опыта человека с ограниченными возможностями, формирование социальной мобильности, адаптивности.
4) оценка образовательных результатов на основе личностно-значимых ценностей;
5) сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с клиентами.
4. Программы дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями реализуются на базе реабилитационных учреждений социального направления:
5.Программы дополнительного образования должны соответствовать Федеральному Закону РФ «Об образовании», Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251-03,
6. В ГАОУ СО "ЦОРИ" могут реализовываться следующие типы программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья:
1) примерная (типовая) программа – утвержденная Министерством образования РФ и РТ и рекомендованная государственным органом управления образованием в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;
2) модифицированная (адаптированная) программа – измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания;
3) экспериментальная программа – ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий; в случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской;
4) авторская программа – обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной; программа преподавания нового учебного курса (предмета) или новая образовательная концепция изучаемых ранее предметов.
7. Функции программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья.
1) нормативную – является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
2) целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения которых она разработана;
3) определения содержания образования – фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности;
4) процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
5) оценочную – выявляет уровни усвоения элементов содержания, степень реабилитации и личностного развития клиентов реабилитационного центра..
8. Цели и задачи программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями.Целями и задачами программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями является обеспечение обучения, воспитания, развития.
1) Обучающие задачи: развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.
2) Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
3) Развивающие задачи: развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
9. Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями
Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями должно соответствовать:
• достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям ;
• современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности клиентов); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями должно быть направлено на создание условий для полноценного реабилитационного процесса, развития личности; развитие мотивации инвалидов к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия;укрепление психического и физического здоровья.
10. Структура программ дополнительного образования
Программа дополнительного образования включает следующие структурные элементы:
1) Титульный лист ;
2) Цели и задачи;
3) Планируемые результаты обучения;
4) Учебный план;
5) Календарный учебный график;
6) Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин( модулей);
7) Организационно-педагогические условия;
8) Формы аттестации;
9) Оценочные материалы;
10) Иные компоненты..
11. Права разработчика программы дополнительного образования детей
Разработчик программы дополнительного образования самостоятельно определяет:
1) цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной образовательной программы; актуальность и отличительные признаки дополнительной образовательной программы от других программ дополнительного образования;
2) образовательную область и содержание дополнительной образовательной программы, наполнение отдельных разделов (тем); последовательность их изучения и количество часов на освоение, с разбивкой на теоретические и практические занятия; продолжительность и частоту занятий в неделю;
3) состав обучающихся по программе (по возрасту, по уровню развития и др.);
4) приемы, методы и формы организации образовательного процесса по программе, требования к помещению, оборудованию и материалам; возможности использования информационно-коммуникационных технологий;
5) ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы выявления.
12.Программа дополнительного образования должна быть рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений..
13.Утверждение программы дополнительного образования людей с ограниченными возможностями осуществляется руководителем учреждения.